Приемная 8-(38822)-6-42-27

03 Марта 2023

Пищевые привычки ребёнка - фактор риска ожирения

Пищевые привычки – основа правильного питания и здоровой системы пищеварения. Кроме того, «хорошие» пищевые привычки способствуют поддержанию оптимального обмена веществ, «плохие» - к его нарушению и, как следствие, появлению избыточной массы тела.

 

Начиная с 2018 года, в России актуальной становится проблема избыточного веса. В Республике Алтай эта проблема так же становится с каждым годом всё более актуальной, особенно среди детского и подросткового населения.

 

 По данным анонимного анкетирования населения 14-70 лет Республики Алтай за период с 2018 по 2022 годы, у женщин избыточный вес встречается почти в два раза чаще, чем у мужчин. Хотя, в обеих половых выборках людей с нормальным весом больше.

 

Более половины опрошенных считают своё питание неправильным, употребляют большое количество солёной, консервированной и содержащей простые углеводы еды, особенно молодёжь и взрослые трудоспособного возраста.

 

Из самых распространённых вредных пищевых привычек среди женской половины отмечаются еда на ночь, употребление большого количества сладкого и отсутствие завтрака, реже встречаются еда перед телевизором, компьютером, приём пищи один-два раза в день, заедание стресса. Среди мужской половины наиболее распространены еда перед телевизором, компьютером, еда на ночь, приём пищи один-два раза в день, отсутствие завтрака.

 

 

Значимый период в формировании пищевых привычек приходится на возраст до трёх лет. Пищевые предпочтения, сформировавшиеся в первые три года жизни, остаются довольно стабильными. C возрастом лишь несколько меняется процентное соотношение разных продуктов питания в рационе. Важно поддерживать пищевые привычки и после трёх лет, потому что пищевые предпочтения могут изменяться, и не всегда в лучшую сторону.

 

 

Большое значение в формировании и закреплении пищевых привычек имеют детские сады и школы. Но основы закладываются в семье. Часто дети копируют поведение родителей за столом. К сожалению, иногда родители сами могут помешать формированию правильных пищевых привычек у детей. Хотя делают это не преднамеренно и часто из благих побуждений.

 

Одна из часто встречающихся ошибок родителей, приводящей к формированию «неправильных» пищевых привычек - чрезмерное внимание и обсуждение при ребёнке того, как он ест, высказывание тревоги по поводу этого. Это может способствовать возникновению или поддержанию избирательного аппетита у ребёнка.

 

 

Ещё одна ошибка - наставления съесть «полезное», чтобы получить желаемое. Данная тактика скорее привьёт любовь к желаемому, а не к «полезному».

 

Поощрение едой и манипуляции, связанные с едой. Например, покупка пирожного за хорошее поведение.

 

Насильственное кормление, которое неприемлемо ни в каком возрасте. Исключение составляют психиатрические заболевания ребёнка.

 

Развлечение во время приёма пищи - просмотр мультиков или игра в телефон. Это чревато попаданием пищи в дыхательные пути при смехе ребёнка. Также это способствует формированию привычки есть между делом, когда внимание от еды рассеивается, и человек хуже контролирует количество съеденного.

 

Использование не подходящих для ребёнка пищевых продуктов. Причём как в питании ребёнка, так и в питании взрослых.

 

Чрезмерная обеспокоенность родителей, что «ребёнок совсем ничего не ест» и страх, что ребёнок не может самостоятельно регулировать процессы голода и аппетита. Родителям нужно помнить, что дети с раннего возраста обладают способностью регулировать энергопотребность, и есть, только если они голодны. Дети, которые съедают большие объёмы пищи, едят реже, те же, чьи порции были маленькими, едят чаще.

 

Предлагаем некоторые рекомендации родителям, соблюдение которых поможет формированию правильных пищевых привычек у детей:

 

1. Полноценный, разнообразный, сбалансированный рацион во время беременности. Особое внимание разнообразию овощей и фруктов.

 

2. Грудное вскармливание на первом году жизни, при этом правильная организация питания женщины.

 

3. Своевременный прикорм без добавления сахара и соли.

 

4. Принятие вкусовых предпочтений ребёнка. При этом не оставлять попыток ввести новые продукты питания в рацион ребёнка. Не заставлять есть «непринятый» продукт, но периодически выставлять его на общем столе. Возможно, ребёнок всё же проявит интерес и попробует продукт позже.

 

5. Давать возможность есть ребёнку тогда, когда он голоден, а не когда вам кажется, что ему пора есть. Изначально необходимо поставить чувство голода под контроль и сформировать ребёнку режим приёма пищи, начиная с грудного вскармливания, чтобы чувство голода наступало к определённому времени. Это не обязательно установленный час, он может колебаться в пределах 20-40 минут в ту и другую сторону.

 

 

6. Быть примером правильных пищевых привычек.

 

7. Использовать новые рецепты, интересно оформлять блюда для ребёнка.

 

 

8. Сочетать полезные любимые продукты ребёнка с полезными продуктами, которые он ещё не готов есть в отдельности.

 

9. Играть в овощи и фрукты, рисовать, лепить их. Это повышает узнаваемость продукта и увеличивает шансы, что ребёнок с желанием съест их. Рассказывать ребёнку интересные истории о полезных нутриентах, содержащихся в продуктах питания: связать пользу продукта с любимым персонажем ребёнка, которому он хочет подражать. Когда ребёнок выстроит логическую цепочку от уникального состава продукта до его воздействия на организм, тогда ему легче будет сформировать для себя правильный стереотип «полезно – значит вкусно».

 

10. С возрастом расширять познания ребёнка, рассказывать о многокомпонентных продуктах, содержащих консерванты, усилители вкуса, большое количество сахара и соли, жиров и пр. Но не пугать, а излагать лишь факты, интересно поданные для восприятия маленького человека с огромной фантазией.

 

11. Вместе готовить полезные блюда. Как правило, когда ребёнок сам приложил руку к приготовлению блюда, он как минимум проявит любопытство и попробует своё творение.  

Прочитано 902 раз