Немало споров в зимний период возникает между коммунальщиками и жителями, чьи автомобили были повреждены вследствие падения с крыш многоквартирных домов снега и наледи.
Как правило, суды встают на защиту прав автомобилистов, приходя к выводу о возложении обязанностей по возмещению ущерба, причиненного повреждением имущества истцов, на управляющие организации, исходя из того, что ответчики несут бремя содержания многоквартирного дома, а вред истцам обусловлен ненадлежащим выполнением обязанности по очистке крыши дома от снега и наледи, что находится в прямой причинно-следственной связи с наступившими последствиям.
На основании п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имущества гражданина, а также имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии п. 1,2 ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков работы, услуги, подлежит возмещению в полном объеме. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.
Если на ваш автомобиль упал снег с крыши, наледь или сосулька, рекомендуем придерживаться следующих действий:
1.Оформите происшествие, зафиксируйте повреждения.
После обнаружения повреждения автомобиля:
- не перемещайте автомобиль и не убирайте следы происшествия. В противном случае доказать факт причинения ущерба именно по вине коммунальных служб будет достаточно сложно. Сделайте фотографии повреждений и общего вида автомобиля под разными углами с привязкой к местности;
- вызовите сотрудников полиции по единому телефону 112. Вызывать ГИБДД не следует, так как причинение ущерба неподвижному автомобилю не является дорожно-транспортным происшествием;
- при наличии свидетелей запишите их Ф.И.О., адреса, номера телефонов.
После прибытия сотрудника полиции и составления протокола осмотра места происшествия внимательно прочитайте протокол и проверьте зафиксированные в нем данные (марка, номер автомобиля, ваши личные данные, адрес происшествия, перечень повреждений). При необходимости внесите в протокол свои замечания и только после этого подпишите протокол.
При оформлении заявления в отделе полиции:
- подробно опишите события;
- укажите на наличие фотографий и свидетелей, приложите фотографии к заявлению;
- потребуйте выдать вам копии всех составленных сотрудником полиции документов.
2.Подготовьте документы, подтверждающие причинение ущерба вашему автомобилю и его размер:
- получите в полиции постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (ст. 148 УПК РФ). Как правило, такое постановление выдается в течение трех - десяти дней;
- обратитесь в оценочную компанию и получите отчет об оценке причиненного ущерба. О дате и времени осмотра поврежденного автомобиля следует известить (управляющую компанию. Это можно сделать телеграммой.
3.Обратитесь к управляющей компании или коммунальной службе с письменной претензией в порядке досудебного урегулирования спора.
В претензии укажите обстоятельства происшествия, сумму ущерба и требование возместить ущерб добровольно. Приложите отчет об оценке и документы, полученные в полиции по факту проверки вашего заявления. Если вы получили отказ от добровольного возмещения ущерба, обратитесь в суд с исковым заявлением.
4.Подготовьте в суд исковое заявление о взыскании ущерба.
В исковом заявлении следует подробно указать обстоятельства происшествия, последовательно описать ваши действия (обращение в полицию, оценка ущерба и т.д.), указать сумму ущерба, сумму дополнительно понесенных вами расходов (стоимость услуг оценочной компании, стоимость услуг юриста), а также меры, принятые вами с целью досудебного урегулирования спора, и ваши требования (ст. ст. 131, 132 ГПК РФ).
Согласно п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, уполномоченной организации, импортера) штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
На основании ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных убытков.
Консультационный центр по защите прав потребителей находится по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 13 тел. 8 (38822) 2-70-49. Также Вы можете проконсультироваться, прислав свой вопрос на адрес электронной почты консультационного центра ФБУЗ«Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай»: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Номера телефонов в филиалах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» в районах республики:
с. Усть-Кокса, пер. Школьный, д. 6
тел. 8 (38848) 22-1-16
с. Онгудай, ул. Космонавтов, д.78
тел. 8 (38845) 21-2-58
с. Шебалино, ул. Советская, д. 11
тел. 8(38849) 21-2-67
с. Кош-Агач, ул. Кооперативная, д. 42
тел. 8(38842) 22-0-91
с. Турочак, пер. Северный, д. 2 а
тел. 8 (38843) 22-1-36