Приемная 8-(38822)-6-42-27

19 Декабря 2024

Основные права потребителя при оказании медицинских услуг

В независимости от того, в какой сфере деятельности оказываются те или иные услуги, права потребителя в указанных отношениях регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 (далее Закон № 2300-1).

Человек, который обращается за получением платных медицинских услуг или медицинских услуг, оказываемых на безвозмездной основе по программе ОМС, является не только пациентом, но и потребителем.

1. Потребитель имеет право на просвещение в области защиты прав потребителей (ст. 3 Закона № 2300-1).

Данное право обеспечивается посредством включения соответствующих требований в федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. Каждый гражданин Российской Федерации имеет возможность получить подробную информацию о способах защиты своих прав. Все возможные способы указаны в федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», что позволяет беспрепятственно и в полном объёме изучать материалы в любое удобное время. В условиях современности реализовать своё право на просвещение в области защиты прав потребителей можно с помощью участия в образовательных программах. Необходимо учитывать, что и сами медицинские учреждения должны информировать своих клиентов (пациентов) об основных правах и обязанностях.

2. Право потребителя на получение качественных медицинских услуг (ст. 4 Закона № 2300-1)

Обратившись в медицинское учреждение за помощью, каждый гражданин рассчитывает получить услугу не только в установленные сроки, но и соответствующую качеству. Данный аспект имеет отражение в статье 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья». Гражданин имеет право претендовать на своевременное оказание медицинской помощи (получение помощи в момент обращения), использование современного оборудования, а также выбора правильного метода диагностики, лечения, реабилитации и профилактики, кроме того на высокую степень получения положительного результата лечения. Помимо этого стоит помнить, что для получения результата лечения, оказывать медицинские услуги должен высококвалифицированный специалист.

Медицинские услуги должны оказываться в соответствии с порядками и стандартами, принятыми Минздравом РФ.

Важным правом пациента также является возможность выбора не только поликлиники, но и лечащего врача.

Качество оказываемых медицинских услуг определяется с учётом специальных критериев, что позволяет формировать группы пациентов в соответствии с определённым заболеванием и состоянием здоровья. Не смотря на основную цель оказания медицинских услуг – положительного результата, не всегда, получается его добиться, поэтому между медицинским учреждением и пациентом заключается договор об оказании услуг. В данном договоре прописываются все цели и возможные результаты, которые пациент получит после прохождения лечения.

3. Потребитель имеет право получать медицинские услуги без недостатков.

На сегодняшний день в сфере здравоохранения недостатками медицинские услуги признаются такие услуги, которые оказываются в разрезе с общепринятыми критериями и нарушающими договор. Каждый пациент должен получить такую медицинскую услугу, после оказания которой ему не придётся вновь обращаться за получением аналогичных медицинских услуг по вине лечебного учреждения, а также использовать дополнительные меры в борьбе с заболевание.

4. Потребитель имеет право получить безопасные медицинские услуги (ст. 7 Закона РФ № 2300-1)

К сожалению, не всегда оказанная медицинская услуга полностью избавляет пациента от заболевания. Вследствие чего, иногда могут возникнуть ситуации, когда медицинские услуги по тем или иным причинам, оказывается с нарушениями действующего законодательства, и поэтому становятся не безопасными для человека. Необходимо учесть, что право на безопасную медицинскую услугу включает в себя несколько параметров: получение медицинской помощи квалифицированным специалистом; получение подробной информации о медицинской услуге путём информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство; получение медицинских услуг в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; получение медицинских услуг в соответствии с порядками и стандартами медицинской помощи.

5. Потребитель имеет право получить необходимую и достоверную информацию об исполнителе услуг – медицинской организации и об оказываемых услугах. (ст. 8 Закона РФ № 2300-1)

Любой пациент вправе получить полную и достоверную информацию о медицинском учреждении и оказываемых им услугах в удобное время, в доступном месте и форме. Если на информационном стенде учреждения, вывеске не содержится данных о режиме работы заведения, перечне оказываемых услуг, квалификации специалистов, потребитель вправе потребовать предоставления такой информации. Помимо информационного стенда, медицинское учреждение обязано разместить всю необходимую информацию на своем официальном сайте в сети «Интернет».

6. Право потребителя требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков услуги. (ст. 14 Закона РФ № 2300-1).

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков услуг, подлежит возмещению в полном объеме. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков услуг, признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем или нет. Исполнитель несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для оказания услуг, независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет.

7. Право потребителя требовать компенсации морального вреда вследствие нарушения его прав.

Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Консультационный центр по защите прав потребителей находится по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 173.

Номера телефонов в филиалах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» в районах республики:

с. Кош-Агач, ул. Кооперативная, д. 42

тел. 8(38842) 22-0-91

Прочитано 1757 раз