Нередко покупатель сталкивается с ситуацией - приобрел товар ненадлежащего качества, однако претензии по его качеству предъявлять уже некому - магазин закрылся и местонахождение продавца неизвестно, или же торговое предприятие официально прекратило свою хозяйственную деятельность. Закон всегда на стороне покупателя.
В первую очередь необходимо получить информацию о статусе хозяйствующего субъекта (действующий или прекративший деятельность) из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), размещенного на сайте Федеральной налоговой службы.
Если деятельность осуществляется - необходимо направить претензию по месту нахождения юридического лица (адрес указан в выписке) или по месту регистрации индивидуального предпринимателя.
Если субъект предпринимательства прекратил свою деятельность, то в соответствии с требованиями Закона РФ «О защите прав потребителей» покупатель вправе предъявить требования о замене товара, о безвозмездном устранении недостатков, а также о возврате уплаченной суммы изготовителю, уполномоченной организации, уполномоченному индивидуальному предпринимателю или импортеру.
Наименование и местонахождение этих организаций должно быть указано в технической документации, которая прилагается к товару при покупке, на этикетках, маркировкой или иным способом.
Вместе с тем, следует учитывать, что если продавцом некачественного товара выступил индивидуальный предприниматель, то, несмотря на прекращение своей деятельности, он продолжает нести ответственность за качество реализованных им товаров, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей, всем своим имуществом (движимым и недвижимым). Соответственно, в таких случаях потребитель вправе направить претензию по месту регистрации индивидуального предпринимателя.