Приобретая пищевые продукты, покупателю необходимо помнить несколько простых правил.
На упаковке любого пищевого продукта должны быть указаны следующие сведения:
-наименование продукта,
-состав, в том числе сведения об ароматизаторах, пищевых добавках, подсластителях, компонентах, употребление которых может вызвать аллергические реакции или противопоказано при отдельных видах заболеваний,
-сведения о пищевой ценности (калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов),
-количество (вес или объем),
-дата изготовления и дата упаковывания,
-срок годности,
-условия хранения (если качество и безопасность продукта изменяются после вскрытия упаковки, должны быть указаны также условия хранения после вскрытия упаковки),
-наименование и местонахождение изготовителя.
При выборе пищевого продукта рекомендуется обращать внимание на условия хранения продуктов в предприятии торговли.
Развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания дополнительной платы за упаковку.
В случае несоответствия продуктов питания установленным требованиям, продажи товара с истекшим сроком годности и других подобных нарушениях, потребитель вправе предъявить продавцу требования, установленные ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»:
-потребовать замены товара на товар надлежащего качества;
-отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Отсутствие у покупателя товарного чека, договора или какого-либо иного документа, подтверждающего факт покупки (приобретения) товара у определенного продавца, не является основанием для отказа в принятии обоснованных требований. Доказать факт покупки можно с помощью показаний свидетелей, фото- и видеодоказательств, иными незапрещенными законом способами.
Для восстановления нарушенных прав при приобретении некачественных продуктов питания необходимо обратиться к продавцу с письменной претензией, составленной в 2 экземплярах, в которой должно быть четко сформулировано одно из законных требований. В претензии нужно указать:
-наименование товара;
-изготовителя;
-дату изготовления и упаковки;
-сорт, срок годности;
-массу нетто;
-термическое состояние (охлажденное, замороженное) и др. отличительные признаки товара, указанные на маркировке.
Один экземпляр претензии необходимо вручить продавцу (законному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, либо лицу, уполномоченному на принятие претензии) либо направить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае личного вручения претензии на втором экземпляре продавец должен указать дату, должность, Ф.И.О. лица, принявшего претензию.
В соответствии с п.5 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у покупателя, а в случае необходимости, провести проверку качества. Покупатель вправе присутствовать при этом. В случае возникновения спора о причинах появления недостатка товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Покупатель вправе оспорить такое заключение в судебном порядке.
В случае отказа продавца в удовлетворении в добровольном порядке требований, заявленных в претензии, потребитель вправе обратиться в суд по выбору: по месту нахождения организации, по месту жительства или пребывания потребителя либо по месту заключения или исполнения договора.
Главный врач
филиала ФБУЗ «Центра гигиены и
эпидемиологии в Республике Алтай»
в Турочакском, Чойском районе А.Д. Печёнова