Осталось совсем немного времени до того момента, когда сегодняшние дошколята возьмут в руки портфель и услышат первый звонок на урок. Дети подошли к порогу нового жизненного и очень важного, ответственного этапа в жизни - их переход в школу. Дети этого не боятся, наоборот, они мечтают скорее сесть за парту и носить гордое имя - первоклассник.
А вот у родителей наступает момент волнений и переживаний: как ребенок воспримет своего первого учителя, изменения в своей жизни, новые обязанности, новые друзья и еще… - все вокруг него будет новым, неизвестным им. Их волнуют вопрос, как подготовить ребенка к школе: посещать курсы или нет; а может достаточно знаний, полученных в детском саду; а может лучше самим подготовить к обучению в школе. Вопросов много, ответ один - готовить детей к обучению в школе нужно, им это очень поможет в момент адаптации к школе и в дальнейшем обучении.
Школа на первых порах, может вызвать у ребенка стресс. Он ведь не сможет, как прежде, целый день играть, он должен сидеть несколько уроков по 45 минут за партой, а переменка между уроками всего 10–15 минут. Возвращаясь из школы домой, он тоже не может поиграть в свое удовольствие, нужно опять садиться за стол и делать домашнее задание, причем не по одному предмету. Если ребенок к моменту поступления в школу, будет уметь читать, писать, считать, ему будет легче справляться как с заданиями на уроке, так и с домашними заданиями. Но справиться со школьной нагрузкой на первых порах будет тяжело каждому.
Не надо стараться записывать ребёнка на всевозможные курсы и стараться впихнуть в его голову как можно больше знаний. Нельзя требовать от ребенка отличных результатов сразу. Ребенок очень быстро устанет от такой умственной и эмоциональной перегрузки, станет более рассеянным и не внимательным. А самое главное, он может вообще потерять интерес к любому обучению. У ребенка переход в школу будет ассоциироваться с чем-то негативным. Родители должны помнить, уметь писать, считать и читать - не значит быть готовым к обучению. Быть готовым к обучению - уметь и желать учиться этому.
Подготовка к школе подразумевает под собой не знание программы первого класса, а помощь в адаптации к условиям и требованиями в школе. И в этом есть разумное зерно - будущий первоклассник познакомиться со школой изнутри, привыкнет ко всему, что его окружает, познакомится со своим будущим учителем и будущими одноклассниками, научится сотрудничать с ними.
А самое главное, подготовка к обучению в школе - не только овладение определенным объемом знаний, а психологическая, социальная, мотивационная, волевая и, наконец, интеллектуальная готовность. Что же включают в себя эти понятия?
Ответственное отношение к школе и освоению учебных навыков, знаний; умение осознанно контролировать свое поведение; строить свои отношения с учителем и одноклассниками входят в понятие психологической готовности.
К социальной готовности можно отнести умение ребенка вежливо общаться со сверстниками и взрослыми, слушая и не перебивая их; находить конструктивные решения в спорных ситуациях, не проявляя агрессии и прислушиваясь к мнению других; признавать авторитет взрослого, адекватно реагируя на замечания; уметь адекватно оценивать свои ошибки и признавать их.
Выполнять свои обязанности школьника, правила поведения в школе, понимать важность уроков и оценок, быть готовым много и прилежно учиться - мотивационная готовность. Волевая готовность включает в себя способность ребенка, внимательно слушая взрослого и не отвлекаясь на посторонние предметы, сосредоточенно выполнять задание, даже если оно ему не нравится; умение контролировать свое поведение, поступки и эмоции. К элементам воли можно отнести и такие качества, как настойчивость, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, сосредоточенность, уверенность в себе. Ребенок должен не только понимать учебное задание, на и уметь спланировать и проконтролировать ход его выполнения. Взрослым необходимо объяснить ребенку, что трудности и неудачи в обучении неизбежны, но все они преодолимы и их не нужно бояться.
К интеллектуальной готовности относятся: развитые в соответствии с возрастными нормами память, речь, мышление, внимание, воображение, зрительно-моторная координация; умение ориентироваться в пространстве и времени.