С чего начинается подготовка ребенка к школе, конечно же с выбора школьной формы. И вот тут родителям необходимо приложить максимум усилий и ответственного отношения. Внешний вид и эстетические требования хоть и являются важной частью при выборе формы, но основное внимание все же надо уделить ее рациональности и безопасности в отношении здоровья ребенка.
Актуальность школьной формы обусловлена особенностями роста и развития детского организма в этот период. Дети различного возраста имеют разную степень развития мышц, амплитуду движения и пр. Эргономически совершенная (удобная ребенку в статике и динамике) школьная форма позволяет формировать осанку детской фигуры и призвана обеспечить динамический комфорт.
Выбирая школьную форму, родители должны обратить внимание не только на внешний вид, но и на ее функциональные свойства, удобство покроя, легкость. Одежда не должна ограничивать движения ребенка, нарушать физиологические функции кожи. Ткани, из которых шьется школьная форма, должны быть воздухопроницаемыми, гигроскопичными (легко поглощать воду и водяные пары), не менять внешнего вида после многократной стирки.
Продукция для детей и подростков (в том числе детская одежда, детская обувь, школьные учебники, письменные принадлежности, канцелярские товары, ранцы и пр.) должна соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» по органолептическим, химическим, биологическим показателям безопасности.
Продукция для детей и подростков, как и любая другая продукция, соответствующая требованиям безопасности и прошедшая процедуру подтверждения соответствия, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза.
Покупая одежду, либо обувь ребенку особое внимание нужно обратить на маркировку продукции.
Маркировка должна быть на русском языке, читаемой, достоверной, проверяемой и доступной для просмотра и идентификации и содержать следующую информацию: наименование страны, где изготовлена продукция; наименование и место нахождения изготовителя, импортера, дистрибьютора; наименование и вид (назначение) изделия; дата изготовления; единый знак обращения на рынке; срок службы продукции (при необходимости); гарантийный срок службы (при необходимости); товарный знак (при наличии). Маркировка одежды, в дополнение к обязательным требованиям, должна иметь информацию с указанием: вида и массовой доли (процент содержания) натурального и химического сырья в материале верха и подкладки изделия, размера изделия, символов по уходу за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).
Очень важно правильно подобрать ребенку школьный ранец.
Вес портфелей или школьных ранцев без учебников для школьников начальных классов не должен превышать 700 г., а для обучающихся средних и старших классов – не более 1000 гр. Для учащихся начальный классов ранец должен соответствовать следующим размерам: длина (высота) – 300-360 мм; высота передней стенки – 220-260 мм; ширина – 60-100 мм; длина плечевого ремня – не менее 600-700 мм; ширина плечевого ремня в верхней части (на протяжении 400-450 мм) – не менее 35-40 мм. Допускается увеличение размеров не более чем на 30 мм.
Учебные ранцы для детей младшего школьного возраста должны быть снабжены формоустойчивой спинкой, обеспечивающей его полное прилегание к спине школьника и равномерное распределение веса. Кроме того, ученические портфели и ранцы должны иметь детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и изготавливаться из материалов контрастных оттенков. Маркировка ученических ранцев, портфелей и рюкзаков должна содержать информацию о возрасте пользователя.
Ориентировочный тест при выборе ранца: соотношение веса ранца с учебниками и тетрадями к весу ребенка должно составлять 1:10.
При подготовке в школу очень важно приучить ребенка к определенному распорядку дня.
В режиме дня школьника должны обязательно предусматриваться: питание, прогулка, дневной сон для обучающихся 1-х классов и ослабленных детей 2-3 классов, самоподготовка, общественно полезный труд, кружковая работа и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Любое нарушение режима (нерегулярный прием пищи, сокращение времени сна, прогулок, выполнение домашних заданий в вечернее время и т.п.) может стать причиной задержки роста и нормального развития детского организма.
В режиме дня двигательная активность должна составлять для дошкольников и младших школьников до 50 % дневного времени, а для старших школьников – до 30 %. Ежедневные игры и спортивные занятия на свежем воздухе, отдых не менее 2 часов между окончанием занятий в школе и приготовлением домашнего задания. Рабочее место школьника должно соответствовать его росту и возрасту, иметь достаточное искусственное и естественное освещение, комнату перед началом выполнения домашнего задания необходимо тщательно проветрить.
Оптимальное время для начала выполнения домашнего задания 15-16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности. Необходимо ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали во 2-3 классах – 1,5 часа, 4-5 класса – 2 часов; 6-8 классах – 2,5 часа; в 9-11 классах – до 3,5 часов.
Хороший полноценный сон у ребенка – залог здоровья.
Перед сном помещение обязательно проветривается. Оптимальная температура воздуха для комфортного сна – 19-20°С. Суточные потребности детей во сне: для детей 6-7 лет – 11 часов, 8-9 лет – 11-10 ч.30 мин, 10 лет – 10 ч.30 мин - 10 часов. Длительность дневного сна должна быть на менее 1 часа.
У школьника должно быть предусмотрено 5-ти разовое питание. При этом во время учебных занятий в школе ученик должен обязательно получить горячий завтрак и обед (при обучении в 1 смену), либо обед и полдник (при обучении во 2 смену), либо завтрак, обед и полдник при посещении группы продленного дня. Ежедневно в рацион питания детей должны входить такие продукты как: мясо, молоко и кисломолочные продукты, масло сливочное и растительное, яйцо, хлеб, овощи, фрукты. Необходимо ограничивать детей в кондитерских изделиях и выпечке.
Внеурочная деятельность для школьника не должна быть чрезмерной. Длительность занятий в кружках, секциях, в музыкальных и художественных школах зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие должны составлять не более 50 мин в день для учащихся 1-2 классов и не более 1,5 часов в день – для остальных классов.
Будьте внимательны к своим детям. Если вы заметили у ребенка первые признаки переутомления, такие как заторможенность поведения, тревожность, беспокойный сон, отсутствие аппетита, неустойчивое эмоциональное состояние и пр., дайте ребенку отдохнуть, разгрузите его, больше гуляйте, включите в рацион питания больше овощей, фруктов, сока, при необходимости покажите ребенка врачу.
Будьте здоровы и успехов в учебе!