Чтобы ребёнок был здоров, он должен много и с удовольствием двигаться. Но потребность детей в движении не всегда реализуется на должном уровне. Ограничение их двигательной активности, как в семье, так и в детском саду вызвано возрастными познавательными интересами, стремлением насытить мозг ребёнка всё возрастающим объёмом информации: компьютерные игры, просмотр телепередач и видео, часто без всяких временных и тематических ограничений со стороны взрослых; дополнительные занятия в студиях развития. Даже, если родители занимаются с ребёнком дома, то предпочтение отдаётся «сидячим» играм: мозаики, лото, пазлы, конструкторы. При этом не принимается во внимание следующее: стать усидчивым ребёнок может только в том случае, если будет полностью удовлетворёна его естественная потребность в движении. Дети овладевают сначала навыками управления движениями, а затем статикой. Всё это приводит к тому, что у ребёнка уменьшается естественная потребность в движении, снижается двигательная активность вообще. А в результате развиваются расстройства ЦНС (центральной нервной системы) и внутренних органов, ожирение, формируются дефекты осанки. Следовательно, необходима правильная организация двигательного режима ребёнка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности, как по содержанию, так и по составу движений не только в детском саду, но и в условиях семьи на выходных в праздничные дни и отпуске. Двигательный режим дома должен включать самостоятельную двигательную деятельность и организованные физкультурные мероприятия: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физические упражнения, подвижные игры, спортивные игры и развлечения в помещении и на прогулке.
Делать зарядку по утрам – очень полезная привычка, которая помогает сохранить фигуру, сбросить лишний вес и продлевает жизнь. Однако, выбирая упражнения, надо помнить, что зарядка – это необычная тренировка. Утренняя гимнастика – это разминка для организма. Она помогает кровеносной системе настроиться на дневную активность и улучшает снабжение мышц, мозга, внутренних органов и тканей кислородом. После сна циркуляция крови по всему тела снижена, легкие сужены, нервная система заторможена. Давать себе серьезную нагрузку типа бега или силовых упражнений сразу после пробуждения нельзя – организм с ней не справится, высок риск получить травму или даже нарушить баланс систем организма. А вот после утренней зарядки можно хоть в спортзал, хоть на работу. Таким образом, цель утренней зарядки – постепенно улучшить циркуляцию крови по всему телу. Это ускорит обмен веществ. Общие правила для домашней зарядки:
•Утренняя зарядка не может полноценно заменить подвижные игры или специальные физические упражнения
•Одежда для зарядки не должна стеснять движения
•Во время занятий предложите ребёнку сначала, например, сделать одно упражнение для рук и плечевого пояса, затем 2 – 3 упражнения для туловища и 2 – 3 упражнения для ног.
•Заканчивать гимнастику лучше всего спокойной ходьбой
•Продолжительность занятий с младшими детьми должна составлять около 5 минут, а со старшими детьми около 8 минут.
•Не следует включать в домашнюю зарядку упражнения, требующие от ребёнка напряжённого внимания.
•Занятия должны иметь определённую последовательность. Первые упражнения не должны требовать большие затраты сил, а последующие можно выполнять с большей нагрузкой.
•Упражнения, вовлекающие большие группы мышц требуют меньшего количества повторений.
Если ребёнок теряет интерес к каким-то упражнениям, постарайтесь их заменить. Зарядка должна заинтересовать малышей. Делать скучные упражнения детям быстро надоест. Чтобы этого не произошло, проводите занятия в игровой форме. Если ваш ребенок дома отдыхает в обед, то после дневного сна рекомендуется провести гимнастику для профилактики нарушения осанки, плоскостопия, упражнения на дыхания (профилактика заболеваний верхних дыхательных систем) и закаливающие процедуры для повышения устойчивости организма к постоянно изменяющимся условиям среды. Во время прогулки необходимо провести с ребенком в подвижные игры и упражнения спортивного характера. Выбор физических упражнений зависит от возраста ребенка его самочувствия и физической подготовленности. Желательно чтоб они отличались по своему влиянию на организм ребенка, развивали различные группы мышц. Необходима постепенная смена движений руками на движения ногами и туловищем. Основные движения следует выполнять ежедневно по 2 – 3 вида, лучше это делать на прогулке детской или школьной спортивной площадке, оборудованной лесенками, лавочками, бревнами и т.д. Дома хорошо организовать спортивный уголок в комнате. В процессе занятий родителями с ребенком необходимо соблюдать дозировку, для старших дошкольников 20-30 минут, следить за самочувствием ребенка. Если лицо ребенка покраснеет и участится дыхание - это свидетельствует о нормальной физической нагрузке. Не допускайте переутомления, когда ребенок начнет потеть, сильно участится дыхание и будет нарушаться координация, следует уменьшить нагрузку. В процессе двигательной активности дети познают себя, своё тело, знакомятся с его строением, свойствами, возможностями. У детей значительно улучшаются показатели ловкости, они овладевают более сложными движениями, быстро приспосабливаются к изменяющимся условиям. Ежедневное использование физических упражнений организует и дисциплинирует ребенка, формирует интерес к физическим упражнениям, привычку их выполнять, вырабатывает такие качества, как воля, смелость, умение доводить дело до конца, решительность. Таким образом, достаточная двигательная активность благотворно сказывается не только на физическом, но и на всех остальных сторонах развития ребёнка.
Для развития и подержания у детей интереса к двигательной активности, необходимо создать минимальные условия для этого:
•Предоставить в свободный доступ велосипед, санки, качели, подвесную сетку — мешок для метания мячей, простейшие тренажеры (мини-велотренажер, мини-степпер - «ступеньки»), мяч — прыгунок (хоп, гимник) и лыжи.
•Необходимо оборудовать место для самостоятельной двигательной активности детей, освободив участок комнаты и застелив его ковровым покрытием.
Стоит понять, что вся вышеперечисленная информация теряет свою актуальность, если родители сами пренебрегают двигательной активностью. Чтобы сформировать позитивное отношение к двигательной активности детей, мы, взрослые, обязаны быть достойным примером для подражания. Мало шансов, что ребёнок поверит в пользу физической активности человеку, который проводит свободное время, лёжа на диване перед телевизором. К тому же совместная двигательная активность (велосипед, спортивные игры, походы и т.д.), способствуют развитию доверия детей к взрослым и делают семью крепче, сплоченнее.
Всего наилучшего! Будьте здоровы!