Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе по-настоящему. Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит классному руководителю. Ему надо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, чтобы ребенку хотелось идти в школу, было стремление получать знания. Классный руководитель должен создавать для ребенка ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.
Первый учебный год является непростым испытанием, как для ребенка, так и для родителей. Для ребенка, это связано с переходом на новый социальный уровень, сменой привычной среды, деятельности, а так же с кризисом 6–7 лет. Для родителей это следующие трудности: во-первых, именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка;
во-вторых, при начале обучения четко проявляются все их недоработки;
в-третьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей.
Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).
Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов: Первые 2–3 недели обучения на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют. Далее — неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением. Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.
Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения. Будет не лишним вспомнить обо всем этом прежде, чем упрекать ребенка в лености и отлынивании от своих новых обязанностей, а также вспомнить, какие сложности со здоровьем у него имеются. Теперь поговорим о социально-психологической адаптации. Наблюдение за первоклассниками показало, что их социально-психологическая адаптация к школе проходит по-разному. Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы.
· Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, с желанием и без видимого напряжения выполняют школьные обязанности. Основные показатели благоприятной социально-психологической адаптации ребенка: - формирование адекватного поведения; - установление контактов с обучающимися и учителем; - овладение навыками учебной деятельности.
· Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками — они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция — слезы, обиды. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы.
· Третья группа — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т. п. Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители: они нередко «третируют детей», «мешают работать на уроке», их реакции непредсказуемы. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.
Признаки успешной адаптации ребенка.
1. Ребенок с удовольствием посещает школу, ему нравится учиться.
2. Ребенок без затруднений справляется с учебной программой. Если возникают пробелы в знаниях, то ребенку необходимо помочь, не прибегая к критике и крикам. Категорически возбраняется сравнивать своего ребенка с одноклассниками, более успешными детьми. Ваш ребенок – уникальная личность, и равнять его с другими нельзя.
3. Настраивайте ребенка на успех. Заставьте его поверить в себя.
4. Если адаптация прошла успешно, ваш ребенок будет выполнять домашнее задание самостоятельно. Он может обратиться к вам за помощью, только если его попытки довести дело до конца оказались провальными. Не торопитесь каждый раз предлагать свою помощь, потому что ребенок привыкнет к тому, что домашние задания он выполнит с помощью родителей, а не самостоятельно. Понемногу ослабляйте рамки своей помощи, окончательно сводя ее на нет. Благодаря этому вы разовьете самостоятельность у своего ребенка.
5. Самый важный показатель успешной адаптации к школе – ребенок с симпатией относится к своим новым друзьям и учительнице.