Приемная 8-(38822)-6-42-27

24 Августа 2020

Адаптация первоклассника к школе в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции

Традиционно 1 сентября начнётся новый учебный год в школе. Для любого ребёнка начало нового учебного года – это сложный период, особенно для первоклассников. Первоклассники и их родители в период адаптации к школе могут столкнуться с трудностями психологическими и физиологическими.

На физиологическом уровне в ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.

Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Степень и темпы адаптации у каждого свои и зависят от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. В первые дни в школе первоклассник попадает под влияние таких факторов, как личность педагога, коллектив одноклассников, новый режим дня, ограничение двигательной активности, новые обязанности.

Кроме того, сегодня дополнительным стресс-фактором для всех участников учебного процесса является угроза распространения коронавирусной инфекции, которая вносит свои коррективы в режим обучения. Так, в Республике Алтай в целях профилактики коронавирусной инфекции в связи с угрозой её распространения школьникам при входе в школу будут измерять температуру. Родители должны рассказать детям об этом и объяснить, для чего это делается. Обязательно нужно научить ребенка как можно чаще мыть руки. В условиях неблагополучия по коронавирусной инфекции необходимо уделять особое внимание здоровью ребенка. Не стоит отправлять  ребенка в школу, если появились признаки ОРВИ. В этом случае он должен оставаться дома, а родители вызывают врача на дом и не занимаются самолечением.

Что можно порекомендовать родителям по психологической адаптации первоклассника? Самое главное – быть внимательным к своему ребёнку и быть рядом с ним. Самое первое серьёзное испытание, вызывающее стресс и настраивающее на учебный лад - покупка школьных принадлежностей и одежды для школы. В поход по магазинам отправляйтесь только вместе с ребенком. Это поможет не ошибиться с размером, избежать возможных конфликтов из-за разногласий во вкусах. Кроме того, это поможет ребёнку потихоньку привыкнуть к мысли, что скоро начнётся учебное время. Не откладывайте покупку одежды и принадлежностей для школы на последний момент. Шум и сутолока в магазинах лишь увеличат школьную тревожность и утомляемость ребёнка.

Родителям первоклассника следует помнить, что их школьник – это всё ещё маленький ребёнок, который в трудное время адаптации к школе нуждается в повышенном внимании и любви со стороны родителей.

Если в семье создана атмосфера благополучия, ребёнка любят, интересуются его делами в школе и событиями каждый день, проводят с ним время после школьного дня, то у него период адаптации пройдёт быстрее и успешнее. Кроме того, психологи рекомендуют не допускать физических мер воздействия на ребёнка, учитывать его характер и темперамент - только индивидуальный подход, предоставить первокласснику самостоятельность в организации собственной учебной деятельности, контролировать целесообразно. Обязательно нужно поощрять ученика за разные успехи (не только за учебные) и стимулировать его к достижению поставленных целей.

Для успешной физиологической адаптации ребёнка к школе родителям можно придерживаться нескольких правил:

- формировать режим дня первоклассника, отличный от режима дня дошкольника, постепенно;

- следить за сменой видов деятельности дома;

- регулярно проводить физкультминутки при выполнении домашнего задания и следить за правильной осанкой ученика;

- правильно, в соответствии с санитарными нормами и правилами, оборудовать место, где ребёнок делает уроки;

- следить за правильным питанием первоклассника. По рекомендации врача давать витаминные препараты;

- активизировать двигательную активность ребёнка, закаливание, обеспечить полноценный сон – не менее 9,5 часов;

- ограничить просмотр телепередач и игр за компьютером;

- воспитывать у ребёнка волю и самостоятельность.

Многие родители задают себе вопрос, почему, не успев переступить порог школы, ребёнок начинает часто болеть? Виной такого состояния является ослабленный иммунитет, сниженный адаптационный механизм. На умение организма противостоять  инфекциям, а в случае заболевания переносить его легко и без осложнений  влияет общее состояние организма, его жизненный тонус. Задача родителей заключается в том, чтобы укрепить защитные силы ребёнка, приучив его к здоровому образу жизни, а именно: укрепить иммунитет, организовать правильное питание, проводить закаливание, укреплять костно-мышечную систему, увеличить двигательную активность.

Иммунную систему можно укрепить несколькими средствами. В первую очередь это сбалансированное питание, витаминотерапия, закаливающие процедуры, физические упражнения. Хотелось бы остановиться на двух из них – питании и закаливании.

В рацион ребёнка должны входить белки, жиры, углеводы макро- и микроэлементы и, конечно, витамины. Белки - это строительные кирпичики,  из которых строится тело. При недостатке белка ткани организма изнашиваются как старая одежда, ребёнок перестает расти, начинает болеть. Углеводы являются поставщиками энергии, они помогают мозгу думать, лучше запоминать учебный материал. Также они помогают мышцам, улучшать мышечную работу. Но злоупотребление углеводами приводит к их превращению в жиры, а затем к избыточному весу. Жиры защищают организм от повреждений, от температурных  колебаний. Жир не даёт нам переохлаждаться или перегреваться. Жир-это «топливо», как бензин для автомобиля.

Современным людям не хватает витаминов и микроэлементов круглый год. За  последние полвека пища стала гораздо беднее витаминами, за счёт селекции, долгого хранения продуктов, способов  переработки. Организму требуются аминокислоты, из которых состоят белки; незаменимые жирные кислоты - источник энергии  для любого организма.

Большинство родителей имеют смутное представление о закаливании   и практически ничего не делают для повышения защитных сил организма к действию неблагоприятных метеорологических факторов. Более того, из-за боязни простуды, начинают заниматься пассивной защитой в виде укутывания, боязни открытых окон, проветривания помещений. Это не дает возможности для тренировки и совершенствования системы терморегуляции, что приводит к возникновению частых простудных заболеваний.  Первое условие закаливания - выбор правильной  неперегревающей одежды. Одежда на улице и дома  должна быть легкой, позволяющей двигаться без затруднений. Некоторые родители бросаются в другую крайность - одевают  детей только в трусики - такой режим не способствует закаливанию.

Начинать  нужно с малых и непродолжительных воздействий.   Существуют   специальные правила закаливания: необходим психологический настрой; важна систематичность занятий; нужно учитывать сезон, не стоит начинать закаливание весной и осенью т.к. возможны простудные заболевания и обострение хронических заболеваний; закаливание должно быть комплексным: активным и пассивным, общим и местным; постепенным; следует учитывать индивидуальные особенности ребенка и климатические факторы; закаливание должно приносить радость.

Ведущим должен быть принцип использования контрастных воздействий т.к. он обеспечивает оптимальную тренировку терморегуляционных механизмов.

Родителям следует помнить, что только комплекс мероприятий, направленный на укрепление иммунитета, принесет  реальные результаты по оздоровлению детей.

Уважаемые родители! Помогите своим первоклассникам пройти адаптацию к школе безболезненно, чтобы годы учёбы приносили им радость, а вам не доставляли хлопот.

Прочитано 1675 раз