Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации (статья 25 Закона Российской Федерации №2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей»).
Обратите внимание! Если регламентированный законом срок заканчивается в выходной, то вы вправе вернуть товар на следующий рабочий день для магазина – об этом говорит ст. 193 ГК РФ. Но со сроками есть свои тонкости. Например, если он заканчивается в воскресенье, а вы пришли в магазин в понедельник, вам могут сказать, что в это воскресенье магазин работал, поэтому вы все пропустили.
Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня его покупки.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
Есть товары, которые не получится вернуть или обменять, если с ними все в порядке. Это, например, автомобили, косметика, духи, медицинские товары, лекарства, нижнее белье, ювелирные украшения и др. Не получится вернуть и технически сложную бытовую технику: телефоны, планшеты, ноутбуки, мультиварки, электрические камины.
Перечень товаров, не подлежащих обмену, утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463. Список товаров надлежащего качества, которые нельзя вернуть в течение 14 дней:
- Медицинские товары;
- Предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, парики, бигуди);
- Парфюмерно-косметические товары;
- Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические такни, товары из нетканых материалов типа тканей – ленты, тесьма, кружево и др.), кабельная продукция (провода, шнуры, кабели), строительные и отделочные материалы (линолеум, ковровые покрытия и др.) и другие товары, цена которых определяется на единицу длины;
- Швейные и трикотажные изделия;
- Изделия и материалы, полностью или частично изготовленные из полимерных материалов и контактирующие с пищевыми продуктами;
- Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты;
- Мебельные гарнитуры бытового назначения;
- Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни;
Автомобили и мотовелотовары, прицепы к ним, номерные агрегаты (двигатель, блок цилиндров двигателя, шасси, кузов (кабина), коробка передач и др.) к автомобилям и мотовелотоварам, мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ, прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения;
- Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки не менее 1 года;
- Животные и растения;
- Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, календари и др.)
При покупке товаров дистанционным способом (через Интернет) вы вправе отказаться от покупки в любое время до ее получения, а также в течение 7 дней с момента получения.
Для реализации своих прав, предусмотренных статьей 25 Закона о защите прав потребителей, необходимо обратиться с письменной претензией в адрес юридического лица или индивидуального предпринимателя (с кем заключен договор купли-продажи) с предъявлением требования об обмене. Претензия составляется в свободной форме и направляется почтой заказным письмом с уведомлением в адрес юридического лица (индивидуального предпринимателя) или вручается лично под роспись.
В случае не урегулирования спора в добровольном порядке, за его разрешением потребителю необходимо обращаться в суд, поскольку спор носит имущественный характер (ст. 11 Гражданского Кодекса РФ).
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
- нахождения организации;
- жительства потребителя;
- заключения или исполнения договора.
Государственная пошлина за подачу иска в суд для потребителей не предусмотрена.
По интересующим вопросам Вы можете обратиться в Единый Консультационный Центр Роспотребнадзора (далее – ЕКЦ), работает в круглосуточном режиме и принимает одновременно до 100 звонков, телефон «ЕКЦ»: 8-800-555-49-43.
Консультационный центр по защите прав потребителей находится по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 173.
Также Вы можете проконсультироваться, прислав свой вопрос на адрес электронной почты консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай»: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Номера телефонов в филиалах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» в районах республики:
с. Усть-Кокса, пер. Школьный, д. 6
тел. 8 (38848) 22-1-16
с. Кош-Агач, ул. Кооперативная, д. 42
тел. 8(38842) 22-0-91