В консультационный пункт по защите прав потребителей филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Алтай» обратился потребитель с вопросом о сроках гарантии.
При покупке холодильника продавец выписал гарантийный талон на 1 год. Уже дома потребитель обнаружил, что в паспорте изготовитель дает гарантию 3 года. Через 2 года в холодильнике выявился недостаток и при обращении потребителя в магазин продавец в гарантийном ремонте отказал. Потребитель интересуется – правомерны ли, в данном случае, действия продавца?
Продавец не вправе сокращать гарантию – он может увеличить гарантийный срок, но никак не уменьшить его. Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара. Для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей.
При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю. Если потребитель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (в частности, товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке, в нем имеются недостатки), гарантийный срок не истекает до устранения продавцом таких обстоятельств. Если день доставки, установки, подключения, сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи.
В соответствии с п.1 ст. 19 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе предъявить требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока. Таким образом, Вы можете ориентироваться на срок гарантии, установленный производителем.
Если гарантийный срок на товар установлен изготовителем, то в договоре купли-продажи с учетом п. 7 статьи 5 Закона "О защите прав потребителей" продавец вправе установить гарантийный срок на товар только большей продолжительности, чем установленный изготовителем товара. Продавец также вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем.
Сокращение продавцом срока гарантии на товар – не правомерно! В данном случае необходимо написать в магазин претензию с требованием устранить недостаток, восстановить гарантийный срок. Продавцы понимают свою неправоту и, скорее всего, пойдут навстречу. В крайнем случае, отстоять свои права можно через суд.
Кроме того,в отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18Закона РФ «О защите прав потребителей», если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
За более подробной информацией Вы можете обратиться в консультационный центр.
Если у Вас возникают вопросы, уважаемые потребители, помните, что консультации по вопросам защиты прав потребителей можно получить на личном приёме у специалистов Консультационного центра по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 13, а также по телефону тел. 8(38822) 2-70-49.
Специалисты консультационного центра проводят консультации по подготовке требований (претензий), исковых заявлений в суд, жалоб, рассмотрение проектов договоров.
Также Вы можете проконсультироваться, прислав свой вопрос на адрес электронной почты консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай»: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Номера телефонов в филиалах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» в районах республики:
с. Усть-Кокса, пер. Школьный, 1, тел. 8 (38848) 22-1-02;
с. Онгудай, ул. Космонавтов,78, тел. 8 (38845) 22-4-02;
с. Шебалино, ул. Советская, 11, тел. 8(38849) 21
с. Кош-Агач, ул. Кооперативная, д. 40, тел. 8(38842) 22-0-90;
с. Турочак, ул. Советская, д. 126 а, тел. 8 (38843) 23-6-23.