За указанный период по вопросам защиты прав потребителей всего поступило 31 обращение. Из них на личном приеме побывало 25 человек, получили консультации по телефону 6 потребителей. Из общего количества обращений граждан было подготовлено 20 материалов, в том числе 2 иска, 8 претензионных материалов, а также 10 иных материалов.
Вопрос недели: В Консультационный Центр поступило обращение потребителя, которое касалось нарушения прав при расчете через платежный терминал. При оплате потребителем кредита через платежный терминал был выдан кассовый чек, но денежные средства на счет не поступили. Как быть в данной ситуации?
Ответ: Отношения между потребителем и платежным агентом регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей» и Федеральным законом «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». В отношениях, которые возникают при расчете через терминалы, участвуют плательщик, поставщик и платежный агент. Платежный агент, установивший терминал, обязан обеспечить предоставление потребителям следующей информации:
1) адреса места приема платежей;
2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика;
3) наименования поставщика;
4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом;
5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения;
6) способов подачи претензий;
7) номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом;
8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.
Контроль за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей осуществляют налоговые органы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 37 Законом РФ «О защите прав потребителей» обязательства плательщика пред поставщиком по оплате считаются исполненными с момента внесения наличных денежных средств платежному агенту. Следовательно, при не поступлении денежных средств на счет потребитель вправе, приложив копию кассового чека, проинформировать поставщика о том, что он своевременно произвел оплату и потребовать предоставления оплаченного товара (работы, услуги).
Потребитель также может потребовать от платежного агента перечисления денег поставщику в назначенный им срок, уменьшения суммы комиссионного вознаграждения, возмещения понесенных им расходов (например, возмещения суммы комиссии при повторном перечислении денежных средств через терминал, который принадлежит иному платежному агенту), а также вправе отказаться от исполнения договора.
Для решения вопроса в досудебном порядке потребитель может предъявить письменную претензию с указанием своих требований платежному агенту и/или поставщику. К претензии необходимо приложить копию кассового чека. Претензия составляется в 2-х экземплярах (один передается платежному агенту и/или поставщику, другой остается у потребителя и в случае обращения в суд является доказательством обращения к ответчику). На экземпляре потребителя представитель платежного агента и/или поставщика должен поставить отметку о получении претензии. В случае не принятия платежным агентом и/или поставщиком претензии, ее можно направить по почте заказным письмом с уведомлением (дата вручения – начало исчисления срока исполнения требований).
В случае отказа платежного агента и/или поставщика от решения вопроса в добровольном порядке потребитель вправе обратиться с заявлением в суд (ст. 11 Гражданского кодекса РФ, ст. 17 Законом РФ «О защите прав потребителей»). Иск по выбору потребителя может быть предъявлен в суд по месту нахождения организации, места жительства или пребывания потребителя, заключения или исполнения договора. По искам, связанным с нарушением прав потребителя, он освобождается от уплаты государственной пошлины.
Напоминаем гражданам Республики Алтай, что в нашей республике работают Консультационный Центр и пункты по защите прав потребителей. Специалисты всегда помогут гражданам разобраться в ситуации с юридической точки зрения, объяснить, имеют ли место нарушения прав потребителей и, если необходимо, составить исковое заявление в суд.
Консультации по вопросам защиты прав потребителей можно получить на личном приёме у специалистов Консультационного центра по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 13, а также по телефону тел. 8(38822) 2-70-49. Специалисты консультационного центра проводят консультации по подготовке требований (претензий), исковых заявлений в суд, жалоб, рассмотрение проектов договоров.
Также Вы можете проконсультироваться, прислав свой вопрос на адрес электронной почты консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай» Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Номера телефонов в филиалах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» в района республики:
с. Усть-Кокса, пер. Школьный, 2, тел. 8 (38848) 22-1-02;
с. Онгудай, ул. Космонавтов,70, тел. 8 (38845) 22-4-02;
с. Кош-Агач, ул. Кооперативная, 40, тел. 8 (38842) 23-0-96;
с. Шебалино, ул. Советская, 11, тел. 8 (38849) 21-2-67;
с. Турочак, пер. Бийский, 1, тел. 8 (38843) 22-1-36.