Отношения в области защиты прав потребителей в России регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей», Гражданским кодексом Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения, возникающие между потребителем и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).
В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей»:
потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
изготовитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителем;
исполнитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;
продавец – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;
импортер – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации;
владелец агрегатора информации о товарах (услугах) – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для ЭВМ и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет» и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключение договора купли-продажи товара, заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи, а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов.
Отношения между потребителем и продавцом (исполнителем) в отдельных сферах деятельности регулируются также при помощи утвержденных Правительством Российской Федерации правил, обязательных при заключении и исполнении публичных договоров (например, правила продажи отдельных видов товаров, оказания коммунальных услуг, услуг перевозки, связи и др.)
Законодательство о защите прав потребителей распространяется на отношения, возникающие из договоров купли-продажи и возмездных договоров оказания услуг, выполнения работ в различных сферах потребительского рынка (розничная торговля, жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые, финансовые, медицинские, образовательные туристские услуги, услуги общественного питания, связи и др.)
Не подпадают под действие законодательства о защите прав потребителей отношения, которые:
– вытекают из безвозмездных гражданско-правовых договоров (например, договор дарения);
– возникают в связи с приобретением гражданином-предпринимателем товаров, выполнением для него работ или предоставлением услуг не для личных, семейных, домашних или иных нужд, а для осуществления предпринимательской деятельности.
На основании ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» защита прав потребителей осуществляется судом.
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
– нахождения организации, а если ответчиком является ИП, – его жительства;
– жительства или пребывания истца;
– заключения или исполнения договора.
Если иск к организации вытекает из деятельности её филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения её филиала или представительства.
Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
По интересующим вопросам Вы можете обратиться в Единый Консультационный Центр Роспотребнадзора (далее – ЕКЦ), работает в круглосуточном режиме и принимает одновременно до 100 звонков, телефон «ЕКЦ»: 8-800-555-49-43.
Консультационный центр по защите прав потребителей находится по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 173, телефон 8(38822) 6-36-22.
Также Вы можете проконсультироваться, прислав свой вопрос на адрес электронной почты консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай»: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Номера телефонов в филиалах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» в районах республики:
с. Усть-Кокса, пер. Школьный, д. 6
тел. 8 (38848) 22-1-16
с. Кош-Агач, ул. Кооперативная, д. 42
тел. 8(38842) 22-0-91