На основании ст. 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» при обнаружении в товаре недостатков потребитель вправе по своему выбору:
– заменить купленный товар на товар этой же марки (этой же модели и (или) артикула);
– заменить таким же товаром только другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
– соразмерно уменьшить покупную цену. Это требование имеет смысл предъявлять, если обнаруженные недостатки не особо влияют на использование товара (например, царапины);
– незамедлительно безвозмездно устранить недостатки товара (другими словами, отремонтировать товар) или возместить расходы на их исправление потребителем или третьим лицом;
– вернуть уплаченную за товар сумму.
Действующее законодательство о защите прав потребителей не содержит обязательного условия о наличии сохраненного чека для предъявления указанныхвыше требований, однако, потребителю нужно будет как-то подтвердить факт купли продажи.
Как предъявить требование?
Предъявлять выбранное требование рекомендуется в письменной форме. Претензии и заявления составляются в двух экземплярах. Один экземпляр передаётся адресату, а на втором сотрудник, принявший документ, должен расписаться, поставить дату приёма документа, штамп или печать магазина (при наличии), а также указать свою должность, фамилию и инициалы.
Если же никто не хочет принимать и подписывать претензию, отправьте её по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. В этом случае доказательством отправки будет почтовая квитанция, а доказательством получения – уведомление.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
· обнаружение существенного недостатка товара;
· нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
· невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Сроки для предъявления соответствующих требований
Требования в отношении недостатков товаров предъявляются потребителем (ст. 19 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»):
Ø в течение гарантийного срока;
Ø в течение срока годности товара (на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары);
Ø в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю (если гарантийный срок или срок годности не установлен);
Ø в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю (если гарантийный срок истёк, а потребитель способен доказать, что недостатки возникли до момента покупки товара);
Ø в течение срока службы товара или в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю (если срок службы не установлен).
Проверка качества товара и экспертиза
Качество товара не всегда можно определить визуально, поэтому на первоначальном этапе назначается проверка качества товара, а потом уже, если вы будете не согласны с результатами проведенной проверки качества – экспертиза.
Так, в соответствии с п. 5 ст. 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»: «Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортёр обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортёр обязаны провести экспертизу товара за свой счёт. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке».
Обратите внимание! Потребитель имеет право принимать участие, как в проверке качества, так и при проведении экспертизы.
Важный момент!! Если экспертиза установит, что недостаток возник в силу причин, за которые продавец не отвечает, последний вправе потребовать от потребителя оплаты работы экспертов, а также услуг по транспортировке и хранению товара, связанные с экспертизой.
Судебная защита прав потребителя
В случае если продавец откажется добровольно удовлетворить заявленные вами требования либо оставит вашу письменную претензию без ответа, то вы вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.
При этом законодательство Российской Федерации (п.3 ст.17 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», пп.4 п.2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ) освобождает потребителей от уплаты государственной пошлины.
Консультационный центр по защите прав потребителей находится по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 173, тел. 8 (38822) 6-36-22.
Также Вы можете проконсультироваться, прислав свой вопрос на адрес электронной почты Консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» Роспотребнадзора: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Адреса и номера телефонов в филиалах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» Роспотребнадзора в районах республики:
с. Усть-Кокса, пер. Школьный, д. 6
тел. 8 (38848) 22-1-16
с. Кош-Агач, ул. Кооперативная, д. 42
тел. 8(38842) 22-0-91