В 2017 г. 20% всех обращений граждан в Консультационный центр по вопросам защиты прав потребителей, составляют жалобы на качество сотовых телефонов, приобретенных в торговой сети Республики Алтай и за ее пределами. Потребители жалуются на то, что в процессе эксплуатации в работе сотового телефона проявляются недостатки: телефон начинает самопроизвольно отключаться, зависает, не заряжается, отказывается принимать сигналы оператора связи и т.п.
Сотовый телефон надлежащего качества не подлежит обмену или возврату в течение 14 дней, т.к. относится к группе технически-сложных товаров бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (Постановление Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 г.).
Поэтому, покупая сотовый телефон необходимо помнить, что вернуть его в магазин можно только при наличие в нём недостатков, либо если Вам при покупке (т.е. в момент заключения договора) не предоставлена необходимая и достоверная информация о товаре.
На основании Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. (далее Закон), до сведения потребителей своевременно доводиться необходимая и достоверная информация о товарах, обеспечивающая возможность их правильного выбора.
В соответствии с положениями ст. 10 Закона информация при продаже сотового телефона в обязательном порядке должна содержать:
-сведения об основных потребительских свойствах сотового телефона;
-цену в рублях и условия приобретения сотового телефона, в том числе при оплате товаров через определенное время после их передачи потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
-гарантийный срок, если он установлен;
-правила и условия эффективного и безопасного использования сотового телефона;
-срок службы или срок годности сотового телефона, установленный в соответствии с Законом о защите прав потребителей, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
-адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
-информацию об обязательном подтверждении соответствия сотового телефона, если на товары законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя;
-информацию о правилах продажи сотового телефона.
Образцы предлагаемых для продажи сотовых телефонов должны быть размещены в торговом зале, иметь оформленные ярлыки с указанием наименования, марки, модели, артикула, цены товара, а также краткие аннотации, содержащие его основные технические характеристики.
По требованию покупателя он должен быть ознакомлен с устройством и действием сотового телефона, которые должны демонстрироваться в собранном, технически исправном состоянии.
Лицо, осуществляющее продажу, по требованию покупателя проверяет в его присутствии качество сотового телефона, его комплектность, наличие относящихся к нему документов, правильность цены.
При передаче сотового телефона покупателю одновременно передаются установленные изготовителем товара комплект принадлежностей и документы (технический паспорт или иной заменяющий его документ с указанием даты и места продажи, инструкция по эксплуатации и другие документы).
Вместе с сотовым телефоном покупателю передается также товарный чек.
При покупке сотовых телефонов бывших в употреблении, продавец обязан предупредить потребителя о недостатках в телефоне, если такие имеются, передать документы, прилагаемые к телефону (инструкция, паспорт), в том числе и гарантийный талон.
Каковы правовые последствия непредставления потребителю информации при покупке сотового телефона?
Если потребителю не предоставлена полная и достоверная информация при покупке сотового телефона, он в соответствии со ст. 12 Закона «О защите прав потребителей» вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
Для получения консультации и подготовки претензионных материалов, исковых заявлений по вопросам защиты прав потребителей, Вы можете обратиться к специалистам Консультационного центра по защите прав потребителей.
Консультационный центр по защите прав потребителей находится по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 13 тел. 8 (38822) 2-70-49.
Также Вы можете проконсультироваться, прислав свой вопрос на адрес электронной почты консультационного центра ФБУЗ«Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай»: zpp@fguz-ra.ru.
Номера телефонов в филиалах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» в районах республики:
с. Усть-Кокса, пер. Школьный, д. 6
тел. 8 (38848) 22-1-16
с. Шебалино, ул. Советская, д. 11
тел. 8(38849) 21-2-67
с. Кош-Агач, ул. Кооперативная, д. 42
тел. 8(38842) 22-0-91
с. Турочак, пер. Северный, д. 2 а