Приемная 8-(38822)-6-42-27

25 Июня 2024

Финансовая грамотность. Памятка потребителям - как вести себя с коллекторами?

Коллекторская организация - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенное в государственный реестр.

Право на взыскание задолженности имеют право:

1.Профессиональные коллекторские организации, для которых взыскание долгов является основной деятельностью.

2.Микрофинансовые организации (МФО) и банки, но для этого им придется подать уведомление в ФССП и добиться включения в отдельный реестр.

Деятельность коллекторских организаций регулируется Федеральный законом от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Коллекторские организации не вправе применять к должнику какие-либо меры принуждения для получения долга. Такими полномочиями наделены только органы ФССП России.

В течение пяти рабочих дней с даты привлечения коллекторской организации для взаимодействия с должником по просроченной задолженности или с даты перехода права требования к иному лицу кредитор обязан сообщить об этом должнику.

Права коллекторов в части взаимодействия с должником

Коллекторская организация вправе использовать следующие способы взаимодействия с должником:

личные встречи, телефонные переговоры, использование автоматизированного интеллектуального агента (непосредственное взаимодействие);

телеграфные, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сети связи общего пользования или с использованием сайтов в сети Интернет, а также через Единый портал госуслуг (при определенных условиях), либо с использованием информационных систем (программ), которые предназначены и (или) используются для работы с электронными сообщениями в сети Интернет;

письменную корреспонденцию, доставляемую по месту жительства или месту пребывания должника операторами почтовой связи, курьером или специальными (курьерскими) службами доставки без непосредственного взаимодействия.

Обратите внимание! Иные способы взаимодействия могут быть предусмотрены в письменном соглашении между должником и кредитором или коллекторской организацией. Однако должник в любой момент вправе в установленном порядке отказаться от исполнения такого соглашения.

Отметим, что коллекторская организация вправе взаимодействовать также с третьими лицами в целях возврата просроченной задолженности должника, если на это имеется согласие должника и согласие третьего лица, оформленные в письменной форме в виде отдельных документов. При этом согласие может быть в любое время отозвано давшими их лицами в установленном порядке. Под третьими лицами в данном случае понимаются члены семьи должника, родственники, иные проживающие с ним лица, соседи и любые другие физические лица.

В зависимости от способа установлен также порядок взаимодействия коллекторской организации с должником. Так, например, в начале личной встречи или телефонных переговоров должнику должны быть сообщены следующие данные:

имя и присвоенный коллекторской организацией индивидуальный идентификационный код физического лица, осуществляющего непосредственное взаимодействие, то есть коллектора (при отсутствии указанного кода - фамилия, имя и отчество (при наличии) коллектора);

фамилия, имя и отчество (при наличии) либо наименование кредитора, а также наименование коллекторской организации;

сведения о наличии просроченной задолженности, в том числе ее размер и структура.

Обратите внимание! Коллекторская организация обязана ответить на обращение должника (его представителя) по вопросам, касающимся просроченной задолженности и ее взыскания, в течение 10 рабочих дней со дня получения такого обращения.

Ограничение взаимодействия коллекторов с должниками

По инициативе кредитора или коллекторской организации не допускается непосредственное взаимодействие с должником:

1.В рабочие дни с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известному кредитору и (или) представителю кредитора.

2.Посредством личных встреч более одного раза в течение календарной недели.

Посредством телефонных переговоров или с использованием автоматизированного интеллектуального агента:

1.Более одного раза в сутки.

2.Более двух раз в течение календарной недели.

3.Более восьми раз в течение календарного месяца.

Действия в случае превышения коллекторами своих полномочий

Коллекторам при осуществлении своей деятельности запрещено, в частности, применение физической силы, уничтожение или повреждение имущества, оказание психологического давления. Также по общему правилу коллекторская организация не вправе без согласия должника, данного в письменной форме, передавать (сообщать) третьим лицам или делать доступными для них сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и другие персональные данные должника.

В ответ на неправомерные действия коллекторов можно, в частности, подать жалобу в ФССП России и органы прокуратуры.

Совершение коллекторами неправомерных действий может повлечь административную ответственность, а при наличии признаков уголовно наказуемого деяния - уголовную ответственность. Кроме того, коллекторская организация обязана возместить убытки и компенсировать моральный вред, причиненные ее неправомерными действиями должнику и иным лицам.

Для получения консультации и подготовки претензионных материалов, исковых заявлений по вопросам защиты прав потребителей, Вы можете обратиться к специалистам Консультационного центра по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» Роспотребнадзора.

Консультационный Центр по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» Роспотребнадзора находится по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 173 тел. 8 (38822) 6-36-22.

Интересующие вопросы Вы сможете задать в Единый Консультационный Центр Роспотребнадзора (далее – ЕКЦ), работает в круглосуточном режиме и принимает одновременно до 100 звонков.

Телефон «ЕКЦ»: 8-800-555-49-43.

Также Вы можете проконсультироваться, прислав свой вопрос на адрес электронной почты консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» Роспотребнадзора: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Номера телефонов в филиалах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» Роспотребнадзора в районах республики:

с. Усть-Кокса, пер. Школьный,  д. 6

тел. 8 (38848) 22-1-16

с. Шебалино, ул. Советская, д. 63

тел. 8(38849) 21-2-67

с. Кош-Агач, ул. Кооперативная, д. 42

тел. 8(38842) 22-0-91

 

Прочитано 1319 раз