Коллекторская организация - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенное в государственный реестр.
Право на взыскание задолженности имеют право:
1.Профессиональные коллекторские организации, для которых взыскание долгов является основной деятельностью.
2.Микрофинансовые организации (МФО) и банки, но для этого им придется подать уведомление в ФССП и добиться включения в отдельный реестр.
Деятельность коллекторских организаций регулируется Федеральный законом от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Коллекторские организации не вправе применять к должнику какие-либо меры принуждения для получения долга. Такими полномочиями наделены только органы ФССП России.
В течение пяти рабочих дней с даты привлечения коллекторской организации для взаимодействия с должником по просроченной задолженности или с даты перехода права требования к иному лицу кредитор обязан сообщить об этом должнику.
Права коллекторов в части взаимодействия с должником
Коллекторская организация вправе использовать следующие способы взаимодействия с должником:
личные встречи, телефонные переговоры, использование автоматизированного интеллектуального агента (непосредственное взаимодействие);
телеграфные, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сети связи общего пользования или с использованием сайтов в сети Интернет, а также через Единый портал госуслуг (при определенных условиях), либо с использованием информационных систем (программ), которые предназначены и (или) используются для работы с электронными сообщениями в сети Интернет;
письменную корреспонденцию, доставляемую по месту жительства или месту пребывания должника операторами почтовой связи, курьером или специальными (курьерскими) службами доставки без непосредственного взаимодействия.
Обратите внимание! Иные способы взаимодействия могут быть предусмотрены в письменном соглашении между должником и кредитором или коллекторской организацией. Однако должник в любой момент вправе в установленном порядке отказаться от исполнения такого соглашения.
Отметим, что коллекторская организация вправе взаимодействовать также с третьими лицами в целях возврата просроченной задолженности должника, если на это имеется согласие должника и согласие третьего лица, оформленные в письменной форме в виде отдельных документов. При этом согласие может быть в любое время отозвано давшими их лицами в установленном порядке. Под третьими лицами в данном случае понимаются члены семьи должника, родственники, иные проживающие с ним лица, соседи и любые другие физические лица.
В зависимости от способа установлен также порядок взаимодействия коллекторской организации с должником. Так, например, в начале личной встречи или телефонных переговоров должнику должны быть сообщены следующие данные:
имя и присвоенный коллекторской организацией индивидуальный идентификационный код физического лица, осуществляющего непосредственное взаимодействие, то есть коллектора (при отсутствии указанного кода - фамилия, имя и отчество (при наличии) коллектора);
фамилия, имя и отчество (при наличии) либо наименование кредитора, а также наименование коллекторской организации;
сведения о наличии просроченной задолженности, в том числе ее размер и структура.
Обратите внимание! Коллекторская организация обязана ответить на обращение должника (его представителя) по вопросам, касающимся просроченной задолженности и ее взыскания, в течение 10 рабочих дней со дня получения такого обращения.
Ограничение взаимодействия коллекторов с должниками
По инициативе кредитора или коллекторской организации не допускается непосредственное взаимодействие с должником:
1.В рабочие дни с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известному кредитору и (или) представителю кредитора.
2.Посредством личных встреч более одного раза в течение календарной недели.
Посредством телефонных переговоров или с использованием автоматизированного интеллектуального агента:
1.Более одного раза в сутки.
2.Более двух раз в течение календарной недели.
3.Более восьми раз в течение календарного месяца.
Действия в случае превышения коллекторами своих полномочий
Коллекторам при осуществлении своей деятельности запрещено, в частности, применение физической силы, уничтожение или повреждение имущества, оказание психологического давления. Также по общему правилу коллекторская организация не вправе без согласия должника, данного в письменной форме, передавать (сообщать) третьим лицам или делать доступными для них сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и другие персональные данные должника.
В ответ на неправомерные действия коллекторов можно, в частности, подать жалобу в ФССП России и органы прокуратуры.
Совершение коллекторами неправомерных действий может повлечь административную ответственность, а при наличии признаков уголовно наказуемого деяния - уголовную ответственность. Кроме того, коллекторская организация обязана возместить убытки и компенсировать моральный вред, причиненные ее неправомерными действиями должнику и иным лицам.
Для получения консультации и подготовки претензионных материалов, исковых заявлений по вопросам защиты прав потребителей, Вы можете обратиться к специалистам Консультационного центра по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» Роспотребнадзора.
Консультационный Центр по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» Роспотребнадзора находится по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 173 тел. 8 (38822) 6-36-22.
Интересующие вопросы Вы сможете задать в Единый Консультационный Центр Роспотребнадзора (далее – ЕКЦ), работает в круглосуточном режиме и принимает одновременно до 100 звонков.
Телефон «ЕКЦ»: 8-800-555-49-43.
Также Вы можете проконсультироваться, прислав свой вопрос на адрес электронной почты консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» Роспотребнадзора: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Номера телефонов в филиалах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» Роспотребнадзора в районах республики:
с. Усть-Кокса, пер. Школьный, д. 6
тел. 8 (38848) 22-1-16
с. Шебалино, ул. Советская, д. 63
тел. 8(38849) 21-2-67
с. Кош-Агач, ул. Кооперативная, д. 42
тел. 8(38842) 22-0-91