Приемная 8-(38822)-6-42-27

12 Февраля 2025

Финансовая грамотность. Плюсы и минусы QR-кода

На сегодняшний день оплатить покупку или квитанции за ЖКХ по QR-коду уже привычное дело.

QR-код (от англ. Quick Response) – это специальное двухмерное изображение, которое используется для хранения и передачи информации. В отличие от штрих-кода он читается по горизонтали и вертикали, что позволяет зашифровать гораздо больше данных.

Массово люди столкнулись с по QR-кодом во времена COVID-19. В годы пандемии число считываний QR-кодов в мире выросло на 750%. Эксперты сходятся во мнении, что именно в это время начался рост бесконтактной экономики.

В QR-коде может быть зашифрована любая информация. Но т.к. речь идет о покупках, то это сведения о: в какой банк поступают платежи, на какой счёт, за какой товар или услугу.

Плюсы и минусы оплаты по QR-коду

Система оплаты через QR-коды обладает рядом преимуществ и недостатков. Если говорить о покупателях, то основной плюс – удобство и безопасность. А для предпринимателей – низкая комиссия.

Выгода оплаты по QR-коду

  • Моментальное зачисление денег. Время зачисления не зависит от времени суток, дня недели, праздников и других факторов. Это особенно важно для предпринимателей, так как позволяет избежать кассовых разрывов.
  • Безопасность. Оплата через QR-код считается более безопасной, чем ввод данных банковской карты на различных сайтах. Однако необходимо проявлять бдительность, поскольку мошенники постоянно изобретают новые способы обмана.
  • Удобство. В отличие от обычных переводов по реквизитам, где покупателям приходится вводить большое количество данных, при оплате через QR-код все необходимые реквизиты уже содержатся в коде. Таким образом, вероятность ошибок сводится к минимуму.
  • Мгновенный возврат средств. Если покупатель отказывается от товара и хочет вернуть деньги, то они поступят на его счёт в тот же день. Процедура возврата аналогична процедуре при оплате банковской картой или наличными.

Недостатки оплаты по QR-коду

  • Необходимость иметь смартфон с установленным приложением банка. Сегодня почти у всех у всех есть телефоны, но не все пользуются приложением.
  • Бесперебойный интернет. Чтобы войти в приложение банка и отправить платёж, необходим интернет. 
  • Непривычный формат. Часто люди старшего возраста с недоверием относятся к новому, поэтому не готовы разбираться в нюансах оплаты по QR-кодам.
  • Время, которое приходится тратить. Чтобы оплатить по коду, нужно совершить целый ряд последовательных действий: открыть приложение на телефоне, считать код и подтвердить оплату. Оплата карточкой происходит быстрее – достаточно пары секунд. 
  • Отсутствие кэшбэка. Банки не получают комиссию за переводы через QR-код, поэтому чаще всего, оплачивая товары и услуги таким образом, кэшбэк для клиентов не предусмотрен. 

Преимущества оплаты по QR-коду для покупателя

Многие покупатели уже оценили преимущество оплаты через QR-код. Например, при возврате товара деньги зачисляются быстрее, чем в случае оплаты картой или наличными. 

По мнению экспертов, еще один плюс оплаты по QR-коду для покупателей – это безопасность. Потому что не нужно вводить данные карты и код безопасности. Однако нужно быть всегда бдительным, ведь QR-код может быть и подставным – тогда деньги получит злоумышленник. Но таких случаев немного, достаточно не переходить по сторонним ссылкам для оплаты.

Что выбрать: карту или QR-код?

QR-коды постепенно становятся частью обыденной жизни россиян, как и пластиковая карточка. Даже люди преклонного возраста уже умеют оплачивать таким способом счета за коммунальные услуги. Правда, в магазинах по-прежнему чаще всего предпочитают использовать карточку или наличные.

Так как же все-таки оплачивать товары и услуги? Тут каждый выбирает сам.  При этом стоит учитывать ряд моментов: если вы платите наличными, то не получите кэшбэк. Чтобы быть в плюсе, самый эффективный способ – оплачивать покупки банковской картой с выставленными категориями покупок и хорошим кэшбэком. Если же вы оплачиваете онлайн-покупки, то гораздо быстрее и безопаснее сделать это с помощью QR-кода.

 

Консультационный центр по защите прав потребителей находится по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 173,  тел. 8 (38822) 6-36-22.

Также Вы можете проконсультироваться, прислав свой вопрос на адрес электронной почты Консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» Роспотребнадзора: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Адреса и номера телефонов в филиалах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» Роспотребнадзора в районах республики:

с. Усть-Кокса, пер. Школьный, д. 6

тел. 8 (38848) 22-1-16

с. Кош-Агач, ул. Кооперативная, д. 42

тел. 8(38842) 22-0-91

Прочитано 657 раз