Приемная 8-(38822)-6-42-27

05 Сентября 2024

Финансовая грамотность. Необходимо ли страховать жизнь и здоровье заемщика при кредитовании?

Договор страхования жизни

Кредитные организации часто требуют от заемщика заключить договор страхования жизни, здоровья или иного страхового интереса, чтобы снизить риск невозврата кредита. Между тем вне зависимости от вида кредитования - ипотечное или потребительское - страхование жизни и здоровья может быть только добровольным.

 

Страхование жизни и здоровья заемщика как условие получения кредита

Страхование заемщиком своей жизни и здоровья может быть условием получения потребительского кредита, если это согласовано сторонами кредитного договора и заемщик письменно выразил свое согласие на заключение договора страхования в заявлении о предоставлении потребительского кредита. При этом в заявлении о предоставлении кредита должно быть указано право заемщика отказаться от услуг по страхованию в течение 30 календарных дней со дня выражения им согласия на их оказание.

Вышеуказанный период отказа заемщика от страхования распространяется на договоры потребительского кредита, заключенные после 21.01.2024г., а также на договоры потребительского кредита, заключенные до указанной даты, в случае внесения в них изменений, в частности, в результате уплаты платежей, являющихся фактическим условием предоставления кредита и (или) фактически влияющим на условия (за некоторым исключением) договора потребительского кредита и установленных после 21.01.2024 г..

Если заемщик дал согласие на страхование жизни и здоровья, то в случае невыполнения им обязанности по страхованию свыше 30 календарных дней кредитор вправе:

принять решение об увеличении размера процентной ставки по выданному потребительскому кредиту, если это предусмотрено кредитным договором;

потребовать досрочного расторжения кредитного договора и (или) возврата всей оставшейся суммы потребительского кредита вместе с причитающимися процентами за фактический срок кредитования.

В случае неисполнения обязанности по страхованию свыше 30 календарных дней ипотечным заемщиком, который дал согласие на страхование жизни и здоровья, кредитор может принять решение об увеличении процентной ставки по выданному кредиту (займу). Указанное правило распространяется на кредитные договоры (договоры займа), заключенные после 01.07.2024 г..

Заемщик (в том числе ипотечный заемщик по договору, заключенному после 01.07.2024) вправе и самостоятельно застраховать свою жизнь, здоровье или иной страховой интерес в пользу кредитора у страховщика, удовлетворяющего критериям, установленным кредитором в соответствии с законодательством РФ. В этом случае кредитор обязан предоставить заемщику потребительский кредит на тех же условиях (сумма, срок возврата кредита и процентная ставка), которые бы были при одновременном заключении договора потребительского кредита и договора страхования.

 

Отказ заемщика от страхования жизни и здоровья

В случае отказа заемщика от договора личного страхования (в том числе при ипотечном кредитовании после 01.07.2024) кредитор обязан предложить ему альтернативный вариант потребительского кредита на сопоставимых (сумма и срок возврата потребительского кредита) условиях без обязательного заключения договора страхования.

Обычно наличие или отсутствие в договоре потребительского кредита условия о страховании влияет на условия предоставления кредита. Кредитор понижает либо повышает размер процентной ставки по кредитному договору в зависимости от заключения или незаключения договора страхования.

При вынесении решения о возможности предоставления кредита кредитор, как правило, сразу сообщает заемщику два варианта условий кредитования - с учетом страхования и без него.

Обратите внимание! В случае навязывания банками при заключении договоров потребительского кредита страховых продуктов необходимо обращаться в Банк России. При этом навязывание страховки влечет административную ответственность (ч. 2.1 ст. 14.8 КоАП РФ, пп. 5 п. 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1).

Для получения консультации и подготовки претензионных материалов, исковых заявлений по вопросам защиты прав потребителей, Вы можете обратиться к специалистам Консультационного центра по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» Роспотребнадзора.

Консультационный Центр по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» Роспотребнадзора находится по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 173 тел. 8 (38822) 6-36-22.

Интересующие вопросы Вы сможете задать в Единый Консультационный Центр Роспотребнадзора (далее – ЕКЦ), работает в круглосуточном режиме и принимает одновременно до 100 звонков.

Телефон «ЕКЦ»: 8-800-555-49-43.

Также Вы можете проконсультироваться, прислав свой вопрос на адрес электронной почты консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» Роспотребнадзора: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Адреса  и номера телефонов в филиалах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» Роспотребнадзора в районах республики:

с. Усть-Кокса, пер. Школьный,  д. 6

тел. 8 (38848) 22-1-16

с. Шебалино, ул. Советская, д. 63

тел. 8(38849) 21-2-67

с. Кош-Агач, ул. Кооперативная, д. 42

тел. 8(38842) 22-0-91

Прочитано 1069 раз