Версия для печати
13 Августа 2025

Финансовая грамотность. Типичные ошибки заемщика.

Кредит – удобный финансовый инструмент, если знать, как им правильно пользоваться. Однако заемные деньги требуют ответственности, дисциплины и правильного подхода к выбору кредита. Объясняем, как избежать испорченной кредитной истории и головной боли.

Шесть правил заемщика:

1.      Не переоцените свои финансовые возможности.

2.      Не берите кредит в первом же банке.

3.      Не забывайте о своих правах.

4.      Не подписывайте договор, если не понимаете его условий.

5.      Не тяните с погашением кредита.

6.      Не забудьте закрыть кредит.

Не переоцените свои финансовые возможности. Прежде чем взять кредит, сделайте паузу и подумайте, насколько вам нужны эти деньги, можно ли обойтись без них и как вы будете возвращать полученную сумму. Учитывайте не только свою зарплату или пенсию, но и возможные сложные обстоятельства. Увольнение, болезнь или кризис могут нарушить самый тщательно продуманный план.

Есть простая и важная формула: размер ежемесячного платежа по кредиту не должен превышать 35% вашего ежемесячного дохода. Ориентируйтесь на нее. А еще лучше составьте финансовый план, чтобы точно прогнозировать доходы и расходы.

Не берите кредит в первом же банке. Близость отделения или яркая вывеска – не лучший критерий для выбора банка. Рынок полон предложений, поэтому изучите варианты в нескольких организациях. Сравните условия и стоимость, чтобы выбрать кредит, который максимально вам подойдет. Проверьте, есть ли у банка лицензия Банка России. Не забудьте навести справки о репутации банка.

Если вы студент или пенсионер, сообщите об этом сотруднику банка: возможно, для вас действует особые предложения.

Не забывайте о своих правах. Интернет полон жутких историй о жестоких коллекторах и неподъемных штрафах за просроченный платеж. Берите кредит только в банке, у которого есть лицензия Банка России, не занимайте деньги у черных кредиторов – и тогда ничего страшного с вами не произойдет, банки и коллекторы действуют по закону.

Порой обстоятельства действуют против нас. Если вы не можете сделать очередной платеж (например, потеряли работу или заболели), не скрывайтесь, не меняйте номер телефона, а честно поговорите с представителями банка. Это не значит, что вам простят долг, – вернуть деньги придется в любом случае. Но вполне вероятно, что банк предоставит отсрочку или пересчитает суммы взносов. Например, уменьшит размер ежемесячных платежей за счет увеличения срока кредита.

Не стоит брать кредит, если вы не уверены, что сможете его выплачивать.

Когда вы берете кредит, есть смысл застраховаться от потери трудоспособности и работы.

Если кредитор оказался мошенником, который угрожает вам и нарушает ваши права, обращайтесь в полицию.

Не подписывайте договор, если не понимаете его условий. Прочитайте весь текст договора – это сэкономит вам время и деньги в дальнейшем. Внимательно изучите все условия выдачи и погашения кредита. Если что-то непонятно, спрашивайте у сотрудников банка, требуйте объяснить. Обращайте внимание на комиссии, штрафы за просрочку платежей, дополнительные условия вроде страхования. При необходимости проконсультируйтесь с юристом.

Помните, что у вас есть право отказаться от страховки, если она включена в кредитный договор. Даже после заключения договора. Как минимум в течение 14 календарных дней вы все равно можете отказаться от страховки, для этого есть «период охлаждения». Но есть вероятность, что по кредиту без страховки ставка будет выше. Сначала тщательно просчитайте оба варианта – со страховкой и без.

Не тяните с погашением кредита. Соблюдайте график выплат и не откладывайте очередной платеж на последний момент. Заложите 5-7 рабочих дней до даты платежа, чтобы деньги успели поступить на счет. Не лишним будет поставить напоминание в смартфоне или повесить яркий стикер на видное место. Если появилась возможность погасить кредит заранее, воспользуйтесь ею.

Не забудьте закрыть кредит. Итак, вы сделали последний взнос и, кажется, закрыли кредит. Не спешите вздыхать с облегчением. Позвоните на горячую линию банка, еще раз подтвердите закрытие кредита. Возьмите в банке справку о том, что кредит закрыт. Проверьте свою кредитную историю – один раз в год ее можно получить бесплатно в кредитном бюро.

Избегайте типичных ошибок при получении кредита, не торопитесь и не жалейте времени на изучение нюансов. Пусть кредит будет для вас полезным финансовым инструментом, а не источником проблем.

 

Получить консультацию можно по бесплатному номеру Единого консультационного центра Роспотребнадзора - 8 800 555 49 43, в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай (Управление Роспотребнадзора) по адресу: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 173,  тел. 8 (38822) 6-42-41, а также в Консультационном центре по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай», находящегося по адресу: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 173,  тел. 8 (38822) 6-36-22.

Имеется возможность проконсультироваться, прислав свой вопрос на адрес электронной почты Консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай»: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Адреса и номера телефонов филиалов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай» в районах Республики Алтай:

с. Усть-Кокса, пер. Школьный, д. 6

тел. 8 (38848) 22-1-16

с. Кош-Агач, ул. Кооперативная, д. 42

тел. 8(38842) 22-0-91

Прочитано 97 раз