Версия для печати
14 Августа 2017

Адаптация ребёнка к школе после летних каникул

Осталось совсем немного времени до начало учебного года и родителям нужно знать, что школьники любого возраста обязательно проходят период адаптации к школе, у каждого ребёнка он индивидуален. У первоклашек период адаптации в среднем длится от 1,5 до 6 месяцев, у пятиклассников - месяц, учащиеся остальных классов привыкают к школе 2-3 недели. Если адаптация к школе затянулась, то у ребёнка возникает такое состояние как дезадаптация, в результате которой могут наблюдаться различные трудности. У детей старше 10-12 лет они носят психологический характер, а младшие школьники могут испытывать и проблемы со здоровьем. Могут появиться жалобы на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Из трудностей психологического характера, могут быть, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.

Существуем множество факторов, влияющих на успешное и быстрое протекание процесса адаптации к школе. Естественно, что все их учесть невозможно, но хотя бы основные из них нужно контролировать. Это: режим дня, сон, прогулки на свежем воздухе, правильное питание, состояние здоровья ребёнка (зрение), школьные принадлежности и одежда для школы, ситуация успеха.

          Сон. К 6 годам большинство детей уже не спят днем, а ночной сон у них по-прежнему равен 11 часам. Десятилетний ребенок спит в среднем 10 часов, а подростки 15-17 лет по 7,5-8,5 часов. Ни в коем случае нельзя за счет сна экономить время.

          Прогулки на свежем воздухе. Младшим школьникам ежедневно положено проводить на воздухе 3,5 часа, ученикам средней школы - 2 часа, а старшеклассникам - 1,5 часа.

          Правильное питание. Холин и лецитин – защитники и строители нервной системы. Продукты богатые этими веществами это: яйца, печень, рыба, молоко -  они считаются “пищей мозга”. Если ребенок не ест этих продуктов, родителям, возможно, придется покупать в аптеке добавки лецитина и холина и придумывать блюда, в которые можно было бы их добавить. Также важно, чтобы в рационе ребенка наряду с полноценной нормальной белковой пищей присутствовал магний. Он содержится в таких продуктах как: орех, семечки, какао, гречка, рожь, овес, пшеница, бобы, арахис, печеный картофель, банан, шпинат и другая зелень.

          Зрение. Перед началом нового учебного года обязательно проверьте у детей зрение. Плохое зрение – одна из причин плохой успеваемости в школе.

          Создавайте ситуацию успеха. В первые недели после каникул не требуйте от своего школьника слишком строго хороших оценок. Важно, чтобы дети воспринимали учебу не как способ получения положительных оценок, а как бесконечный процесс познания.

          Родителям первоклассника следует помнить, что их школьник – это всё ещё маленький ребёнок, который в трудное время адаптации к школе нуждается в повышенном внимании и любви со стороны родителей. Первый класс школы - один из наиболее тяжелых периодов в жизни детей. При поступлении в школу на ребенка влияет и классный коллектив, и личность педагога, и изменение режима, и непривычно длительное ограничение двигательной активности, и появление новых обязанностей.

          Рекомендации по психологической адаптации первоклассника:

- Создайте в семье атмосферу благополучия. Любите ребёнка.

- Формируйте высокую самооценку ребёнка.

- Не забывайте, что ваш ребёнок — самоценность для родителей.

- Интересуйтесь школой, расспрашивайте ребёнка о событиях каждого дня.

- Проводите время с ребенком после школьного дня.

- Не допускайте физических мер воздействия на ребёнка.

- Учитывайте характер и темперамент ребёнка — только индивидуальный подход.

- Понаблюдайте, что у него лучше и быстрее получается, а где следует оказать помощь, подсказать.

- Предоставьте первокласснику самостоятельность в организации собственной учебной деятельности. Контролируйте целесообразно.

- Поощряйте ученика за разные успехи и не только за учебные. Стимулируйте его к достижению поставленных целей.

          Что посоветовать родителям первоклассника с физиологической точки зрения?

- Формируйте режим дня первоклассника, отличный от режима дня дошкольника, постепенно.

- Возьмите за правило следить за сменой видов деятельности дома.

- Не забывайте о регулярных физкультминутках при выполнении домашнего задания.

- Следите за правильной осанкой ученика.

- Правильно освещайте место, где ребёнок делает уроки.

- Следите за правильным питанием первоклассника. По рекомендации врача – давайте витаминные препараты.

- Активизируйте двигательную активность ребёнка, закаливание.

- Придерживайтесь правил здорового сна ребёнка – не менее 9,5 часов.

- Ограничьте просмотр телепередач и игр за компьютером.

- Воспитывайте у ребёнка волю и самостоятельность.

Чего нельзя делать родителям первоклассника?

• Будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу;

• Кормить ребёнка перед школой и после неё сухой пищей, бутербродами;

• Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;

• Заставлять ребёнка спать днём после уроков и лишать его этого права;

• Ждать папу и маму, чтобы начать выполнение домашних заданий;

• Сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день;

• Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;

• Лишать игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;

• Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;

• Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время.

• Требовать от ребёнка только отличных хороших результатов в школе, если он к ним не готов;

• Кричать на ребёнка вообще и во время домашних заданий в частности;

• Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;

• Ругать ребёнка перед сном;

• Разговаривать с ребёнком о его школьных проблемах зло и назидательно;

• Не прощать ошибки и неудачи ребёнка.

Не оставляйте без внимания такой ответственный момент как начало школьной жизни!

 

 

Прочитано 3078 раз