«07» февраля 2012 г. был принят Закон РФ «О защите прав потребителей», в который неоднократно были внесены существенные изменения. Закон «О защите прав потребителей» сегодня является самым востребованным обществом законом, юридическая практика по которому постоянно нарабатывается и совершенствуется.
Данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях, просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
С принятием Федерального закона от 25 октября 2007 года № 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации» многие, ранее неурегулированные и не до конца отрегулированные отношения между участниками рынка, приобрели цивилизованные и выгодные для потребителей формы.
Появился срок предъявления требований при обнаружении недостатков в отношении технически сложного товара – в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
По истечению этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
обнаружение существенного недостатка товара;
нарушение установленных Законом РФ «О защите прав потребителей», сроков устранения недостатков товара;
невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Потребитель получил право присутствовать при проведении экспертизы.
Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.
Установлена неустойка за нарушение установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара. Продавец уплачивает за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы.
В целях принятия дополнительных комплексных мер, направленных на реализацию права потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей, организации, развития и распространения системы информирования и консультирования потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав, повышения уровня потребительской и правовой грамотности населения и развития на её основе института самозащиты права, на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай» создан Консультационный центр по защите прав потребителей.
Консультационный центр по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» ведет свою юридическую практику, связанную с защитой прав потребителей в Республике Алтай. Экономический эффект по работе в сфере защиты прав потребителей в Консультационном центре, благодаря Закону РФ «О Защите прав потребителей», за 2016 год составил 2 792 817 рублей. Такая сумма была возвращена по решению судов продавцами (исполнителями) потребителям в результате продажи товаров (оказания услуг) ненадлежащего качества. В добровольном порядке потребителям возвращено денежные средства на сумму 464 655 рублей.
Не менее важным в деле защиты прав потребителей, чем судебная защита, является применение мер, направленных в первую очередь на повышение правовой грамотности и информированности потребителей об их правах и механизмах защиты этих прав.
За 12 месяцев 2016 года специалисты Консультационного центра по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай» приняли участие в 158 образовательных мероприятий, включающих в себя проведение 9 «круглых столов», конференций, общественных акций и 149 семинаров и других форм обучения.
Закон РФ «О защите прав потребителей» гарантирует каждому гражданину защиту его законных прав на качественные товары и услуги, на безопасность, на достоверную и необходимую информацию о товарах (услугах) и их изготовителях (исполнителях). Нужно не бояться отстаивать свои права и обращаться за квалифицированной помощью.
Консультационный Центр по защите прав потребителей находится по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 13 тел. 8 (38822) 2-70-49.
Также Вы можете проконсультироваться, прислав свой вопрос на адрес электронной почты Консультационного Центра ФБУЗ«Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай»: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Номера телефонов в пунктах информирования и консультирования граждан по вопросам защиты прав потребителей филиалах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай»:
с. Усть-Кокса, пер. Школьный, 1, тел. 8 (38848) 22-1-02;
с. Шебалино, ул. Советская, 11, тел. 8(38849) 21-2-67;
с. Кош-Агач, ул. Кооперативная, д. 40, тел. 8(38842) 22-0-90.