В 2017 г. 20% всех обращений граждан в Консультационный центр по вопросам защиты прав потребителей, составляют жалобы на качество сотовых телефонов, приобретенных в торговой сети Республики Алтай и за ее пределами. Потребители жалуются на то, что в процессе эксплуатации в работе сотового телефона проявляются недостатки: телефон начинает самопроизвольно отключаться, зависает, не заряжается, отказывается принимать сигналы оператора связи и т.п.
Сотовый телефон надлежащего качества не подлежит обмену или возврату в течение 14 дней, т.к. относится к группе технически-сложных товаров бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (Постановление Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 г.).
Поэтому, покупая сотовый телефон необходимо помнить, что вернуть его в магазин можно только при наличие в нём недостатков.
Недостаток товара - несоответствие товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. (далее Закон), в случае обнаружения недостатков в сотовом телефоне (если они не были оговорены продавцом) потребитель по своему выбору вправе потребовать:
- замены на товар этой же марки (этой же модели и (или) артикула);
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены:
- соразмерного уменьшения покупной цены:
- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- расторжения договора купли-продажи с возвратом уплаченных денежных средств за товар.
По общему правилу, данные требования можно предъявить, если недостаток обнаружен в течение гарантийного срока. Если же такой срок не установлен, то в пределах 2 лет со дня покупки сотового телефона.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи сотового телефона ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Обратите внимание! Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. В качестве доказательств покупки сотового телефона у конкретного продавца могут служить: гарантийный талон, где проставлена печать продавца, свидетельские показания.
Как правильно действовать потребителю в случае обнаружения недостатков в сотовом телефоне?
Необходимо обратиться к продавцу сотового телефона (изготовителю, уполномоченной организации и т.д.) с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, в которой должны быть чётко сформулированы Ваши указания на недостатки в сотовом телефоне и Вашим требования. Один экземпляр претензии необходимо вручить продавцу либо направить письмом (желательно, с уведомлением). В случае личного вручения претензии, на втором экземпляре продавец должен указать дату, должность, Ф.И.О. лица, принявшего претензию.
В какой срок требования должны быть удовлетворены продавцом?
Продавец (уполномоченная организация и т.д.) должен направить потребителю ответ на претензию, в котором он сообщает ему об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В течение 10 дней с момента получения претензии, если потребителем заявлено требование: о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре.
В течение 7 дней с момента получении претензии, если потребителем заявлено требование о замене товара (в случае необходимости проведения дополнительной проверки качества товара - в течение 20 дней).
Не более 45 дней с момента получения претензии, если потребителем заявлено требование о ремонте товара.
Как должен действовать продавец при получении претензии?
В случае обнаружения потребителем в товаре недостатков в течение гарантийного срока. Закон обязывает продавца принять товар ненадлежащего качества, провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза сотового телефона проводится в сроки, установленные Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы сотового телефона и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Для получения консультации и подготовки претензионных материалов, исковых заявлений по вопросам защиты прав потребителей, Вы можете обратиться к специалистам Консультационного центра по защите прав потребителей.
Консультационный центр по защите прав потребителей находится по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 13 тел. 8 (38822) 2-70-49.
Также Вы можете проконсультироваться, прислав свой вопрос на адрес электронной почты консультационного центра ФБУЗ«Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай»: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Номера телефонов в филиалах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» в районах республики:
с. Усть-Кокса, пер. Школьный, д. 6
тел. 8 (38848) 22-1-16
с. Шебалино, ул. Советская, д. 11
тел. 8(38849) 21-2-67
с. Кош-Агач, ул. Кооперативная, д. 42
тел. 8(38842) 22-0-91
с. Турочак, пер. Северный, д. 2 а